1965 Похождения зубного врача
1968 Братья Карамазовы
1969 Старый дом
1970 Серебряные трубы
1970 Дети - короткометражный
1972 На дне - телеспектакль
1972 Гроссмейстер
1972 Нежданный гость
1973 Надежда
1973 Балалайкин и К - телеспектакль
1974 Моя судьба
1975 Из записок Лопатина - телеспектакль
1975 Ирония судьбы, или с легким паром!
1975 Страх высоты
1976 Дни Турбиных
1976 Вы мне писали...
1977 Садись рядом, Мишка!
1977 Отпуск, который не состоялся
1977 Служебный роман
1979 Активная зона
1979 Гараж
1979 Утренний обход
1979 Примите телеграмму в долг
1980 Расследование
1981 Ожидаются похолодание и снег - короткометражный
1982 4:0 в пользу Танечки
1983 Гонки по вертикали
1983 Парк
1983 Оглянись!
1983 Не было бы счастья...
1983 Летаргия
1983 Послесловие
1984 Жестокий романс
1984 Полоса препятствий
1986 Человек, который брал интервью
1986 Последняя дорога
1986 От зарплаты до зарплаты
1987 Сильнее всех иных велений
1987 Свободное падение
1987 Кувырок через голову
1987 Ваш специальный корреспондент
1990 Мать
1991 Виновата ли я?
1992 На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди
1993 Осенние соблазны
1994 Мишин юбилей - телеспектакль
1998 Чехов и Ко
1998 Контракт со смертью
2001 Сказ про Федота-Стрельца
2004 32-е декабря
2006 Кто приходит в зимний вечер...
2007 Ирония судьбы. Продолжение
2007 Мещане - фильм-спектакль
2009 Туман рассеивается
МЯГКОВ
Андрей Васильевич
Родился 08.07.1938, Ленинград
Народный артист РСФСР (1986)
Лауреат Государственной премии СССР (1977, за участие в фильме «Ирония судьбы,
или С легким паром!»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за участие
в фильме «Служебный роман»)
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Лучший актёрский дуэт» (2004,
за работу в спектакле «Мещане»)
Детство. Юность
Андрей Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде, в семье профессора Политехнического
института. В школьные годы Андрей тяготел к техническим наукам, но в старших классах
увлекся театром, стал посещать драматический кружок, где играл главные роли в
спектаклях. Одной из любимых его ролей был Платон Кречет из одноименной пьесы
А. Корнейчука.
После окончания школы Андрей Мягков решил пойти по стопам отца и поступил в
Ленинградский химико-технологический институт. Получив диплом, юноша был распределен
на работу в институт пластических масс. И кто знает, возможно, он так и работал
бы там, если бы не случай…
В 1961 году в Ленинград в поисках талантливой молодежи приехали преподаватели
театрального училища им. Немировича-Данченко. Мягков решил попробовать свои силы.
Экзаменаторы, даже не дослушав обязательную басню в его исполнении, прервали:
«Не продолжайте, молодой человек. Вы приняты». Судьба Андрея Мягкова была решена…
Начало
Окончив
в 1965 году Школу-студию МХАТ, Андрей Мягков был принят в труппу театра «Современник».
Одной из первых его работ на этой сцене стала роль Дядюшки в спектакле «Дядюшкин
сон» по Ф.М. Достоевскому. Благодаря этой роли вскоре состоялся дебют актера и
на киноэкране, - режиссер Элем Климов, увидев «Дядюшкин сон», утвердил Мягкова
на главную роль Сергея Чеснокова в свою картину «Похождения зубного врача».
Серьезной проверкой для молодого актера стало приглашение на роль Алёши Карамазова
в картину знаменитого режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы». Мягкову довелось
поработать на одной площадке с Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым, Андреем
Абрикосовым, Анатолием Адоскиным и другими признанными мастерами отечественного
кино.
Несмотря на удачный дебют, Андрей Мягков оставался все же более театральным
актером. В «Современнике» он играл в спектаклях: «На дне» (Барон), «Обыкновенная
история», «Балалайкин и К» (Редедя) и др. По некоторым из них были поставлены
телеспектакли. Что же до кинематографа, то, известный ныне по своим комедийным
ролям, Мягков в те годы снимался лишь в драматических картинах. Снимался без особого
успеха, и большинство из его фильмов начала 70-х благополучно забыты зрителями…
Кинематографическую судьбу Мягкова мог изменить фильм «Большая перемена». В
1973 году актер пробовался на главную роль Нестора Петровича, но в результате
утвердили Михаила Кононова. Рассказывают, что Мягков тогда не особо расстроился,
поскольку уже был утвержден на роль молодого Ленина в картину «Надежда». Ну как
же, - престижный фильм, престижная роль! Время расставило все по своим местам:
«Надежду» сегодня вряд ли кто помнит, а «Большая перемена» стала хитом на многие
десятилетия, принеся актерам, снявшимся в ней всеобщую любовь.
Впрочем, вскоре слава пришла и к Мягкову. И какая слава!
Лукашин
Пьеса
«С легким паром!» была написана Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым еще в 1968
году. Ее с большим успехом поставили во многих провинциальных театрах, а вот в
столице она почему-то «не пошла». В 1974 году к Эльдару Рязанову пришла мысль
поставить по пьесе фильм. Смешная, трогательная и абсолютно аполитичная, она идеально
подходила для сценария. Однако в «Мосфильме» посчитали ее слишком простенькой.
Тогда Рязанов отправился с пьесой на Гостелерадио, и там эта идея пришлась ко
двору, - сказалось извечное соперничество между кино и телевидением.
На главную роль хирурга Жени Лукашина, по ошибке попавшего в Ленинград и нашедшего
там свою любовь, Эльдар Рязанов поначалу планировал Олега Даля. Но после первых
проб режиссер забраковал его кандидатуру. Лукашин Даля был юморной, хулиганистый,
резкий, а Эльдару Александровичу нужен был более мягкий герой. Отказался режиссер
и от кандидатуры Андрея Миронова. Несмотря на все актерское мастерство слова Лукашина
в исполнении Миронова о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, звучали
очень неубедительно. Не подошли на роль и Петр Вельяминов со Станиславом Любшиным…
Спасение пришло неожиданно. Ассистентка Эльдара Александровича Наталья Коренева
(супруга Алексея Коренева) предложила ему просмотреть Андрея Мягкова, с которым
давно дружила. Рязанов хорошо знал Мягкова как драматического актера и поэтому
к этому предложению отнесся скептически. Но стоило Мягкову появиться на съемочной
площадке, Рязанов сразу же понял – это и есть Лукашин!
Позже свой выбор режиссер обосновывал так: «Играть человека в несоображении,
оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным - задача архисложная.
А Мягков делает это изящно и легко. Раздеться, забраться в чужую кровать и при
этом хамить - нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать
зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу».
Триумф
Съемки картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» были завершены летом 1975
года, а его премьеру приурочили к новогодним праздникам. Фильм вполне мог и не
выйти на экраны, поскольку многие чиновники от телевидения посчитали, что в «Иронии
судьбы» пропагандируется пьянство и супружеская неверность. Картину спас Брежнев,
который был от нее в полном восторге, и 1 января 1976 года в 17-45 по московскому
времени состоялась ее премьера по центральному телевидению.
Успех был просто невероятным! Уже спустя несколько минут после завершения показа
на «Останкино» обрушился шквал восторженных звонков и телеграмм. Андрей Мягков
и Барбара Брыльска в один момент стали всеобщими любимцами. Редкий случай, - спустя
всего лишь месяц картину по многочисленным просьбам зрителей вновь продемонстрировали
по ЦТ. А в 1977 году картина единогласно была отмечена Государственной Премией
Советского Союза.
С тех пор фильм «Ирония судьбы» стал неотъемлемым атрибутом новогодних праздников.
Ежегодно 31 декабря зрители могут наслаждаться нетленной комедией Эльдара Рязанова
на одном (а то и нескольких) телеканалах. И хотя многие знают картину практически
наизусть, но не упускают случая посмотреть ее в очередной раз – ведь, по мнению
миллионов россиян без Мягкова и Новый Год – не Новый Год.
И только сам Андрей Мягков к фильму «Ирония судьбы» относится критически. «До
сих пор, куда бы мы ни приехали на гастроли, увидев меня, люди начинают толкать
друг друга локтями, смотри, мол, алкоголик приехал. Поначалу я просто не знал
куда деваться, потом постепенно привык, но до сих пор досадно, почему многие люди
увидели в моем герое только алкоголика, каковым он на самом деле вовсе и не является.
И баню с тех пор терпеть не могу», - рассказывает он.
Любимец Рязанова
Эльдар Рязанов всегда славился своей приверженностью снимать полюбившихся ему
актеров из фильма в фильм. Есть даже такое понятие – «рязановский актер». Одним
из таких стал и Андрей Мягков. Именно картины Рязанова сделали его всенародным
любимцем, и именно они изменили его амплуа. «Рязановские» персонажи Мягкова –
не супермены, а скорее рохли, мямли и неудачники. Но в критический момент в его
застенчивых героях вдруг просыпается и мужское обаяние, и юмор, и решительность,
что, в конечном итоге, помогает им выходить из таких ситуаций победителями. В
этом и есть секрет успеха Андрея Мягкова.
Начав
с «Иронии судьбы», Андрей Мягков продолжил развитие этого образа в комедии «Служебный роман» (1977), где сыграл роль Анатолия Ефремовича Новосельцева. Перед зрителями
предстал типичный, среднестатистический служащий, каких вокруг миллионы. Его обходят
по службе, на него не обращают внимания женщины, - классический пример неудачника.
И только неожиданная любовь мгновенно изменяет его, превращая в «рыцаря без страха
и упрека».
Следующим в галерее «рязановских» персонажей Мягкова стал научный сотрудник
Семен Александрович Хвостов, волей случая оставшийся без гаража (комедия «Гараж»,
1979 год). Простудившись, он теряет голос, в результате чего не может на собрании
защитить себя словесно. Тем не менее, он активно проявляет себя: ложится на стол,
сжигает протоколы, размахивает руками, пишет плакаты… Яркая, блестящая роль!
Совсем с другой стороны проявляется тема маленького человека в драме Эльдара
Рязанова «Жестокий романс». Пред нами вновь неудачник – мелкий служащий Юлий Капитонович
Карандышев, которого очень угнетает его положение. Это усугубляется его любовью
к главной героине. Только в отличие от того же «Служебного романа» любовь делает
Карандышева не возвышенным и благородным, а жалким и смешным. В этом и есть его
величайшая трагедия…
Другие роли
Много и разнообразно снимался Андрей Мягков в картинах других режиссеров. И
пусть эти работы не столь популярны, как «рязановские», но они также оставили
важный след в отечественном кинематографе. Это и полковник Алексей Васильевич
Турбин в драме Владимира Басова «Дни Турбинных» (1976), и детский кардиохирург
Юрий Андреевич в картине Тимура Золоева «Отпуск, который не состоялся» (1977),
и заведующий отделением Лев Сергеевич Нечаев в фильме Аиды Манасаровой «Утренний
обход» (1979), и директор школы Петр Семенович в школьной ленте Радомира Василевского
«4:0 в пользу Танечки» (1982). Всех этих персонажей отличает высокая нравственность,
порядочность, тактичность.
В несколько необычном для себя образе Андрей Мягков выступил в драме Михаила
Туманишвили «Полоса препятствий» (1984). Актер очень талантливо сыграл роль искусствоведа
Виктора Петровича Корабельникова, человека темного и нечистоплотного. Чего стоит
только его взгляд - настороженный, цепкий, бегающий, в котором прослеживается
страх разоблачения.
МХАТ
Параллельно с кинематографом развивалась и театральная карьера Андрея Мягкова.
В 1977 году он перешел в МХАТ имени М. Горького (с 1989 года театр был реорганизован
в МХТ имени А.П. Чехова). Театр раскрыл новые грани таланта Андрея Мягкова. На
сцене МХАТа он сыграл в таких спектаклях, как: «Утиная охота» (Зилов), «Перламутровая
Зинаида» (Аладьин), «Горе от ума» (Репетилов), «Борис Годунов» (Михаил), «Привидения»
(Пастор Мандерс), «Мишин юбилей» (Валерий). Но особый успех Мягкову принесли чеховские
постановки: Треплев в знаменитой «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване», Кулыгин в «Трех
сестрах».
В конце 80-х – начале 90-х годов Мягков отошел от кинематографа, отдавая предпочтение
театру, где помимо актерской деятельности занялся и режиссерством. В 1989 году
на Малой сцене МХАТа им был поставлен спектакль «Спокойной ночи, мама» по пьесе
М. Норманна. Работу в театре Андрей Васильевич успешно совмещает с преподавательской
деятельностью в Школе-студии МХАТ.
Новый век
В последние годы Андрей Васильевич по-прежнему редко снимается в кино. Современные
боевики и сериалы ему неинтересны. Он продолжает работать в МХТ, где занят в спектаклях:
«Мещане» (Бессеменов) и «Белый кролик» (Элвуд). За работу в «Мещанах» актер вместе
с Аллой Покровской был удостоен в 2004 году театральной премии «Чайка» в номинации
«Лучший актёрский дуэт». Как режиссер, Андрей Васильевич поставил спектакли: «Ретро»
по пьесе А. Галина и «Осенний чарльстон» Айвона Менчелла.
«Ирония судьбы. Продолжение»
Несмотря
на критическое отношение к «Иронии судьбы», Андрей Мягков не раз задумывался над
его продолжением. В свое время он даже написал синопсис к этому фильму и предложил
его Эльдару Рязанову. Но Рязанову идея не понравилось, он сказал: «Нет, Андрей,
я два раза в одну и ту же реку входить не буду». Тогда Мягков обратился с этим
предложением к Константину Эрнсту, и тот сразу же заинтересовался…
Однако в результате работы сценарий претерпел множество изменений, по мнению
Андрея Васильевича – не в лучшую сторону. Он утверждает: «Осталась только идея:
сделать историю о детях тех персонажей, которые были в рязановском фильме. Так
что никакого отношения к окончательному сценарию я не имею». В съемках картины
Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» Мягков все же принял участие,
но считает, что этот фильм было бы правильным назвать иначе - «Ирония судьбы.
Другой фильм».
Личная жизнь
С актрисой Анастасией Вознесенской Андрей Мягков познакомился еще в студенческие
годы. В 1964 году они поженились и с тех пор не расстаются. Вместе в 1965 году
они поступили в театр «Современник», вместе в 1977 году ушли из него в МХАТ, и
до сих пор вместе играют в спектаклях. По отзывам коллег, их чувства с годами
совсем не угасли, и их супружеская пара считается образцовой.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Ф. Раззаков, «Наше любимое кино. О любви», Алгоритм.2007;
Андрей Мягков на сайте http://www.mxat.ru;
Анастасия Плешакова, «Андрей Мягков: «Я бы запретил показывать «Иронию судьбы...»
в течение 40 лет», «Комсомольская правда»,08.07.2008 ;
Татьяна Огнева, «Андрей Мягков: «Играть у Мягкова я бы не смог», «Собеседник»,
http://www.sobesednik.ru;
Ф. Раззаков, «Наше любимое кино. Интриги за кадром», Алгоритм.2004;
«Андрей Мягков не любит «Иронию Судьбы», 08.07.2007, РИА «Новости»;
Ольга Егошина, «Застенчивый герой», «Новые Известия», 08.07.2008;
Ирина Корнеева, «С легким паром! Сегодня Андрею Мягкову – 70», «Российская газета»
№4701 от 08.07.2008